На главную


 

Интервью с Роем Томасом Бейкером. Часть I

       

 

 За свою продолжительную и выдающуюся карьеру Рой Томас Бейкер продюсировал многие смелые проекты, держа руку на пульсе рок-аудитории. Его послужной список включает ошеломительный подбор настоящих суперзвёзд: Queen, The Cars, Foreigner, Journey, Дэвид Боуи, Cheap Trick, Оззи Осборн, Rolling Stones, Free, Элис Купер, Devo, Сантана, Ten Years After, T-Rex, The Who, Yes и Фрэнка Заппу.

        Он начинал в Декка Рекордз в Англии и позже перешёл в Трайдент Студиос, где работал рука об руку с несколькими ставшими впоследствии великими продюсерами - Тони Висконти, Гас Даджен и Кен Скотт. Именно тогда, работая в принадлежавшей Трайдент компании Нептун, Бейкер стал первым продюсером Queen.

        В конце 70-х Бейкер переехал в Лос-Анджелес и среди прочих добился огромного успеха с группами Journey, Foreigner и The Cars. К середине 80-х он стал почётным вице-президентом A&R - дочерней компанией Электры. За время руководства компанией Бейкером, лейбл заключил контракты со многими известными исполнителями, в том числе 10000 Maniacs, Simply Red, Yello, Peter Schilling, а также Metallica.

        Но американский рок и поп конца 80-х представляли для Бейкера мало интереса, поэтому много времени он стал проводить в Старом Свете, где выпустил ряд коммерчески успешных и благоприятно встреченных критиками релизов, включая диски The Stranglers, Chris De Burgh и T'Pau, альбом которого достиг в чартах первого места, а вышедшие синглы оставались в европейских чартах более года. Сингл T’Pau "Heart and Soul" также вошёл в топ-5 в Америке.

        Сегодня Рой Томас Бейкер вернулся в США и живёт в живописном уединении в предгорье Моджав. Не удивляет, что он имеет собственную прекрасно укомплектованную домашнюю студию. В студии установлены микшеры TL Audio, Summit и Neve, 40-дорожечный Stevens (прекрасно звучащий и настроенный лично Джоном Стивенсом) и Taskam DA-88.

        В большинстве ваших работ обнаруживается развитие лучших средств выражения характерных для американской и британской популярной музыки. Какая музыка повлияла на формирование вашего вкуса?

        Меня совершенно поразило явление, а точнее процесс, как американский блюз перекочевал в Англию и благодаря таким исполнителям как Клэптон и Stones буквально переродился, а затем снова вернулся в Америку. Это был постоянный процесс развития жанра, вращавшийся между двумя центрами, но начатый исполнителями южного блюза. Наибольшее влияние здесь оказала чёрная музыка, причем не важно какая - это могли быть и Tamla/Motown, и Stax или ранний блюз, которым я увлекался. Раньше я никакого представления не имел о "раннем блюзе" - до тех пор пока не услышал Stones и Клэптона. Тогда я подумал: «Эти парни просто гении. Откуда они всё это взяли?» Вот так я узнал об этой музыке. Я также с удовольствием слушал американскую поп-музыку. Мне нравятся записи, которые были сделаны Бобом Крю и Филом Спектором. Если брать Four Seasons, The Ronettes, Beach Boys, с их разбитыми на четыре и пять голосов вокальными партиями, то думаю, что в Англии в то время так никто не пел, разве что в опере.

        На многих ваших записях встречаются грандиозные, сложные по гармониям вокальные партии. Теперь для меня очевидна определенная связь с Бич Бойз и Фо Сизонз.

        Да, вы правы. Эта музыка повлияла на моё становление как продюсера, и в свою очередь повлияла на музыкантов, с которыми я работал, вдохновляя их на подобные эксперименты. Да и надолго связывала меня с группами, которым такие партии удавались.

        Работая с The Cars, вы имели группу с разбросанной ритм-секцией и уникальным вокалистом Риком Окейзеком, но когда врывались дополнительные голоса, то получалась "стена звука". The Cars появились как раз в то время, когда рок-радиостанции сильно нуждались в свежей волне.

        В тот период я также столкнулся с собственными небольшими трудностями. Я работал над диском Queen, это было постоянное наслоение одного на другое, мне нравится подобный метод работы. Но как в начале 90-х был расцвет альтернативной музыки, также и конец 70-х стал эрой панка. Я столкнулся с Секс Пистолз, потому что они дорабатывали записи на студии Уэссекс. Они повторяли: «Все вы, старые рок группы, должны уйти, потому ваш саунд слишком сложный и вы выдохлись» и всё в таком духе. (Смеётся). Действительно они были забавные. Я подумал, что наверно, доля правды в их словах есть, и моя работа должна меньше бросаться в глаза. Поэтому, занимаясь с первым альбом The Cars, мы специально делали его звук упрощённым, но когда вступают вокальные гармонии, то заметно, что там сделано также много вокальных записей, как и у Queen. Разница только в том, что они вступают, а затем сходят на нет. Классический пример – композиция «Good Times Roll». Когда они поют эти слова, звук очень пышный и затем он становится скудным, потом эффект повторяется – и так на протяжении всей песни. Мне удалось наложить сложные вокальные партии на грубый панковский музыкальный фон. Это похоже на изобретение пост-панковского попа.

        На сингле T'Pau'sHeart and Soul” ваше решение относительно рэп частей в песне было уникальным...

        Дело в том, что в начале этот рэп-вокал был типичным для данного стиля. Вместо простой записи с микрофона и обычного рэп-речитатива, я сделал 12 дорожек речитативного вокала для одного выхода, 12 дорожек для другого, 12 для средней части, и затем 12 дорожек были вырезаны из фазы, чтобы окружить вас. И всё это сделано только для рэповой части, ещё до вступления песни. Это было жуткая и тяжёлая работа, потребовавшая для реализации пару дней. Помню, как Кэрол Декер выходил из студии, заливаясь в слезах, и сказал моей жене Тере: « Я ненавижу твоего гребаного мужа». Но какая же была потеха, когда диск вышел и взорвал чарты повсеместно! (Смеётся) Поэтому даже когда я работал над откровенным рэпом, это не означало обыкновенного чтения рэпа в микрофон, это должно было стать чем-то неординарным.

        С Queen идея со сложными вокальными партиями была возведена на недосягаемый, оперный уровень.

        Bohemian Rhapsody была полным безрассудством, но мы наслаждались работой над ней каждую минуту. По сути эта была шутка, но она оказалась удачной. (Смеётся). Нам пришлось записывать отдельно 3 части. Мы сделали полностью вступление, потом целиком середину и ещё отдельно концовку. Среднюю часть предполагалось сделать длиной несколько секунд, но Фредди постоянно вставлял все новых и новых «Галилеев», и мы продолжили разрабатывать оперное отделение, и оно только становилось всё больше. Мы не переставали веселиться....

 

 

 


Queen FOREVER

 

 

 

Hosted by uCoz